Доклад в рамках проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области «Контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
13 июня 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (Тюменское УФАС России) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Тюменское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

В 1 квартале 2018 года в Тюменское УФАС России поступило 113 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Из поступивших жалоб:

12 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 5, из них 4 признаны необоснованными),

42 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 27, из них 21 признаны необоснованными),

59 для муниципальных нужд (рассмотрено 50, из них 26 признаны необоснованными)

По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются порядка отбора участников закупки; описания объекта закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте закупок.

В результате рассмотрения жалоб выдано (всего) 105 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.

В результате рассмотрения жалоб выдано 17 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.

Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 3 внеплановых проверки, в 2 случаях выявлены нарушения, выдано 1 предписание.

В первом полугодии 2018 года Тюменским УФАС России плановые проверки в отношении субъектов контроля не проводились.

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, которая охватывает все виды контроля (надзоры), осуществляемых антимонопольной службой, в том числе и контроль в сфере государственных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц, предполагается внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход предполагает ранжирование подконтрольных объектов по уровню опасности (категориям риска), что позволит эффективно расходовать ресурсы антимонопольного органа при осуществлении проверок.

Кроме того, внедрение риск-ориентированного подхода многие освободит от проведения плановых проверок, субъектов контроля, относящихся к низкой степени риска.

Так теперь при формировании планов проверок соблюдения заказчиками законодательства о контрактной системе будет применяться риск-ориентированный подход, то есть с учетом категорий рисков в зависимости от вероятности возникновения нарушений в деятельности того или иного субъекта контроля.

Более высокий уровень такой вероятности соответствует более высокой категории риска, который рассчитывается в баллах в соответствии с установленными критериями риска (наличие обоснованных жалоб, неисполненных предписаний, расторгнутых контрактов по иску антимонопольного органа).

 

Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми заказчиками (уполномоченными органами), их комиссиями по осуществлению закупок по-прежнему являются следующие:

- составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

К таковым следует отнести, отсутствие в проекте контракта обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

- неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч. установление избыточных требований к работам (услугам);

В качестве примера следует указать случаи установления в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, химического состава товаров. Требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара.

В итоге данные требования вызывают трудности по оформлению участниками заявок на участие в закупках, способствуют формированию формальных ошибок в подаваемых участниками заявках и как следствие, нежелание участников принимать участие в таких закупках, появлению обоснованных или необоснованных подозрений об умысле заказчиков ограничить круг участников в процедуре закупки;

- отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;

- не применение ограничений, запретов и условий, установленных подзаконными актами (в части несоблюдения запретов, ограничений в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств);

- действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок). В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке.

 

Также в рамках контроля законодательства о контрактной системе Тюменское УФАС России осуществляет ведение Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - РНП. Основаниями для включения поставщика в РНП является уклонение участника закупки от заключения контракта, расторжение контракта по решению суда, а также одностороннее расторжение государственного контракта в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Необходимо отметить, что включение в РНП для хозяйствующих субъектов может иметь достаточно серьезные экономические последствия, которые влекут невозможность участвовать в государственных закупках в течение двух лет, а также репутационные риски, в частности, для тех компаний, которые уже продолжительное время действуют на рынке.

 

За первый квартал 2018 г. Тюменским УФАС России рассмотрено 20 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 11 участниках закупок (подрядчиков, исполнителей, поставщиков).

В отношении 3 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.

По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 7 фактов уклонения от заключения контрактов в 3 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контракта подтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.

Кроме того, рассмотрено 10 обращение заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, при этом по 5 таким обращениям было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков,

Всего по состоянию на текущий период в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 148 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.

  • практики ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволяет выделить типичные нарушения порядка заключения контрактов, допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые приводят признанию участников закупок уклонившимися от заключения контрактов.

1) не подписание контракта в установленные сроки;

2) не представление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта в установленный Законом о контрактной системе срок (например, отсутствие денежных средств на счёте для предоставления обеспечения исполнения контракта; представление обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер и (или) части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе;

3) предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям статей 45,96 Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии составляет менее срока действия контракта, отсутствие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий);

4) отсутствие электронной подписи, необходимой для заключения контракта (поломка, утрата подписи);

5) направление протокола разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок протокола рассмотрения заявок на аукционе.

 

 

 

 

В рамках данного доклада следует также упомянуть об изменениях в законодательстве о контрактной системе, вступающих в силу с 01 июля текущего года.

 

Так, в конце декабря 2017 года были приняты очередные поправки к Федеральному закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», несущие изменения для поставщиков и заказчиков (Федеральный закон от 31.12.2017 №504-ФЗ (вступает в силу 1 июля 2018 года, за исключением отдельных положений).

Основное новшество - переход к конкурентным закупкам в электронной форме. Проводить в такой форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений заказчики могут добровольно уже с 1 июля 2018 года, а с 1 января 2019 года заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить данные закупки не в электронной форме. Для закупок закрытыми способами, у единственного поставщика и ряда других сделали исключение.

Однако, в связи с поэтапным переходом в Законе на фоне новых «электронных» норм пока будут действовать нормы проведения конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в «бумажной» форме.

Участники закупок при конкурентных закупках в электронной форме должны будут применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей.

Кроме того, создается специальная государственная информационная система для мониторинга и фиксации действий (бездействия) участников контрактной системы в ЕИС. Данная система в числе прочего должна обеспечивать отслеживание работоспособности ЕИС и электронных площадок, что должно повысить доступность пользования этими сервисами участниками закупок. Эксплуатацией этой системы будет заниматься отдельный федеральный орган исполнительной власти.

В перечень единых требований, предъявляемых заказчиком к участникам закупки в соответствии с ч.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, включается требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ. Проверка соответствия участника закупки этому требованию является правом комиссии заказчика по осуществлению закупок.

Кроме того, из функций оператора электронной площадки исключается обязанность проверять «неофшорность» участника закупки при его аккредитации на электронной площадке.

Заказчик сможет по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК (если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке) не только при проведении конкурса или аукциона, но и при проведении запроса предложений (ч.18 статьи 34 №44-ФЗ).

 

Кроме того, в контракт должно будет вноситься обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (ч.13 статьи 34 №44-ФЗ).

Это изменение значимо для участников закупки, являющихся физическими лицами без статуса индивидуального предпринимателя, поскольку в действующей редакции закона речь идет только о налоговых платежах (в данном случае НДФЛ), а вопрос о страховых сборах во внебюджетные фонды в отношении физических лиц, как говорится «висит в воздухе», хотя полномочия по уплате данных сборов в соответствии с законодательством должен выполнять заказчик.

У Правительства РФ появится право установить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, а также требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (ч.29 статьи 34 №44-ФЗ).

В частности, реализация такого права в дальнейшем позволит помочь избежать ситуаций, когда, например, срок выполнения тех или иных работ устанавливается заказчиком не исполнимым, слишком коротким, что позволяет участвовать в закупке только одному исполнителю (подрядчику), у которого результаты исполнения контракта имелись еще до его заключения.

 

Также внесены изменения правил в отношении обеспечения заявок. Заказчик будет обязан установить обеспечение заявки при проведении конкурса или аукциона только в том случае, если НМЦК превышает 5 млн. руб.

Участник закупки будет иметь право использовать банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки не только при конкурсе, но и при аукционе, причем оператор электронной площадки должен будет осуществлять взаимодействие с реестром банковских гарантий. Требование о предоставлении обеспечения заявки не будет распространятся на таких участников закупок как казенные учреждения.

Денежные средства, вносимые в качестве обеспечения при электронных закупках, должны будут перечисляться не операторам электронных площадок, а на специальные счета в банках, перечень которых должно утвердить Правительство РФ. При этом, эти же банки будут осуществлять блокирование и возврат обеспечения на основе своего взаимодействия с операторами электронных площадок, при этом участникам закупки будет начисляться банковский процент за пользование денежными средствами в соответствии с договором, заключаемым между банком и участником закупки.

Изменяется размер обеспечения: он должен составлять от 0,2 % до 1 % НМЦК, если НМЦК — от 5 млн. руб. до 20 млн. руб.; от 0,2 % до 5 % НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. руб.

Учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы либо организации инвалидов исключаются из числа участников закупок, которым гарантируются максимальный размер. Обеспечения заявки для данной категории участников будет не выше 2 % от НМЦК. Данные изменения вступают в силу с 01.07.2018, при этом по 30.06.2018 г. включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в прежнем порядке.

 

Изменения коснулись и применения национального режима при осуществлении закупок. Теперь, если в заявке участника закупки при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых действует национальный режим, будут отсутствовать документы, подтверждающие происхождение товаров, работ, услуг, то эта заявка будет приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

 

С 01.01.2019 г. вводится единый реестр участников закупок в ЕИС. В целях формирования такого реестра будет осуществляться бесплатная регистрация участников закупок в ЕИС в порядке, который установит Правительство РФ. При этом операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.

Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке. Регистрация участника закупки в ЕИС и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Наверх