Правоприменительная практика Тюменского УФАС России и руководство по соблюдению обязательных требований антимонопольного законодательства РФ
15 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы и действует на основании положения, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (ред. от 05.04.2017) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"

В соответствии с указанным Положением Тюменское УФАС России осуществляет в том числе, функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и иными осуществляющими функции указанными органами органами или организациями, государственными внебюджетными фондами (далее – органы власти), а также контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими указанные сферы деятельности ФАС России, являются:

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции»;

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Кроме того ФАС России в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами общего действия.

 

В настоящем докладе отражено осуществление антимонопольным органом следующих полномочий:

  1. Пресечение и предупреждение ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также исполняющих их функции органов или организаций.
  2. Контроль закупок товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц.
  3. Рассмотрение жалоб в сфере строительства на акты и (или) действия (бездействие) органов власти или организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей

 

 

  1. Пресечение и предупреждение ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также исполняющих их функции органов или организаций.

 

В 2017 году Тюменским УФАС России было выявлено 4 нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (в 2016 - 7), согласно которой запрещаются ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, органов и организаций, осуществляющих их функции, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а именно:

1) нарушение порядка передачи государственного и муниципального имущества хозяйствующим субъектам -1 (предоставление муниципального электросетевого имущества без проведения конкурентных процедур);

2) незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции (предоставление муниципальной преференции в целях поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в отсутствие правовых оснований предоставления муниципальной преференции) – 1;

3) необоснованное препятствование хозяйственной деятельности и создание дискриминационных условий – 2:

- непроведение открытого конкурса по отбору юридического лица (ИП) для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (управляющей организации);

- необоснованный отказ в предоставлении объемов медицинской помощи страховой организации);

 

По признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в 2017 году выдано 4 предупреждения, все предупреждения исполнены в установленный срок.

 

Рассмотрим некоторые из указанных нарушений.

 

    1. Нарушение порядка передачи государственного и муниципального имущества.

Пример. Администрацией муниципального района по результатам торгов было передано муниципальное электросетевое имущество сетевой организации по договорам аренды имущества. По окончании срока действия договоров аренды электросетевого имущества на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Администрацией муниципального района принято решение заключить договор аренды имущества на новый срок. Однако по истечении срока действия данных договоров аренды муниципального имущества, договоры на новый срок не заключены, имущество у хозяйствующего субъекта из владения и пользования не изъято, сетевая организация владеет муниципальным имуществом в нарушение требований антимонопольного законодательства. В связи с наличием в действиях Администрации нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче электросетевого имущества в аренду хозяйствующему субъекту без проведения конкурса Тюменским УФАС было выдано Администрации предупреждение о принятии мер по возврату муниципального имущества.

 

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

В силу чч. 9, 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции преимущественное право на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок может быть предоставлено арендатору только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключен в порядке, предусмотренном чч. 1 и 3 указанной статьи, то есть по результатам проведения конкурса или аукциона.

Кроме того, часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает заключение договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Хочется отметить, что неоднократная необоснованная передача органом власти имущественных прав на то же имущество одному и тому же хозяйствующему субъекту в виде предоставления преференции путем заключения договора аренды может свидетельствовать о наличии в действиях органа власти и хозяйствующего субъекта признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на заключение между органами власти и хозяйствующими субъектами антиконкурентных соглашений, и является основанием для проведения антимонопольного расследования.

Передача имущественных прав в отношении государственного или муниципального имущества с использованием публичных процедур (конкурсов, аукционов) должна осуществляться в соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в приоритетном порядке по сравнению с предоставлением таких прав конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов, в том числе и путем предоставления государственной или муниципальной преференции

Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона позволяет обеспечить равный доступ к указанному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 

    1. Незаконное предоставление преференции - предоставление муниципальной преференции в целях поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в отсутствие правовых оснований предоставления муниципальной преференции.

Пример: Администрацией муниципального района, было предоставлено индивидуальному предпринимателю в аренду муниципальное недвижимое имущество – нежилое помещение без соблюдения процедур, предусмотренных антимонопольным законодательством, а именно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при отсутствии Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам. Таким образом, хозяйствующему субъекту была предоставлена преференция в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции. В связи с наличием в действиях Администрации нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче нежилого помещения в аренду хозяйствующему субъекту без проведения конкурса Тюменским УФАС было выдано Администрации предупреждение о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.

 

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;

Таким образом, преференции, порядок предоставления которых регламентирован Законом о защите конкуренции, являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Закон о развитии предпринимательства)

Пункт 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (субъектам МСП) органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

В части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (Программы).

Региональные (муниципальные) программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства утверждаются нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) и подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации и сети "Интернет".

Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных Программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, необходимо наличие в Программах (подпрограммах) критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.

Таким образом, наличие в Программах (подпрограммах), мероприятий, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (субъекты МСП) и принятие в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, является необходимым условием для предоставления преференций в соответствии с Законом о защите конкуренции в целях поддержки субъектов МСП..

При соблюдении указанных условий предоставление преференций субъектам МСП в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программой развития субъектов МСП может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ развития субъектов МСП у органов власти отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, предоставление государственных или муниципальных преференций таким хозяйствующим субъектам с предварительного согласия антимонопольных органов возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

 

 

    1. Необоснованное препятствование хозяйственной деятельности и создание дискриминационных условий, выразившееся в не проведении открытого конкурса по отбору юридического лица (ИП) для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (управляющей организации).

Пример. В ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что в муниципальном районе было введено в эксплуатацию 2 многоквартирных дома. Вместе с тем, Администрацией муниципального района не были проведены конкурсы по отбору управляющих организаций в отношении данных многоквартирных домов. В связи с наличием в действиях Администрации нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не проведении открытых конкурсов по управлению многоквартирными домами при наличии такой обязанности в соответствии с действующим законодательством Тюменским УФАС было выдано Администрации предупреждение о прекращении бездействия путем проведения открытых конкурсов по отбору управляющих компаний.

 

В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

Согласно положениям части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75.

В силу абзаца 1 пункта 39 Правил проведения открытого конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Таким образом, в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (см. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 № 305-КГ16-7957 по делу № А40-108228/2015).

 

  1. Контроль закупок товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц.

 

Антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в порядке главы 9 названного Федерального закона 135-ФЗ.

 

Справочно: В 2017 году в Тюменское УФАС России поступило в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции - 290 жалоб на действия Заказчиков при проведении закупок, из них– 229 жалоб на действия Заказчиков при проведении закупок по 223-ФЗ (в 2016 году – 291), из них лишь 40 были признаны обоснованными, необоснованными – 67, выдано 40 предписаний об устранении нарушений, исполнено 36 предписаний;

возбуждено 11 дел о нарушении антимонопольного законодательства по статье 17 Закона о защите конкуренции, по 7 делам установлено нарушение части 1 статьи 17 (установлено, что действия заказчика повлекли ограничение конкуренции)

 

 

 

Поступило жалоб

 

Принято решений о признании жалобы

 

Предписаний

Всего

рассмотрено

обоснованной

необоснованно

Выдано

Исполнено

О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

223-ФЗ

 

229

 

82

 

30

 

45

 

31

 

31

О несостоятельности (банкротстве)

127-ФЗ

 

13

 

11

 

0

 

11

 

0

 

-

Об исполнительном производстве 229-ФЗ

3

0

-

-

-

-

О приватизации государственного и муниципального имущества

178-ФЗ

 

2

 

1

 

1

 

0

 

0

-

О недрах Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1

5

4

2

2

1

-

ПП РФ № 615 от 01.07.2016

13

10

4

4

6

3

Приказ ФАС № 67

4

4

2

2

1

1

Земельный Кодекс РФ

136-ФЗ

11

4

1

3

1

1

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

166-ФЗ

 

3

 

0

 

-

 

-

 

-

 

-

Иные торги

6

0

 

 

 

 

Итого

290

116

40

67

40

36

 

2.1. Наиболее часто встречающиеся при осуществлении закупок нарушения, которые допускают заказчики при организации и проведении закупок по 223-ФЗ

 

  1. Нарушение сроков размещения информации
  2. Нарушение порядка оценки и сопоставления заявок участников
  3. Заключение договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган.
  4. Избыточные или неизмеряемые требования к участникам закупки.
  5. Положение о закупках и конкурсная документация, утвержденные заказчиком, не содержат в себе необходимых требований к закупке.
  6. Отсутствие оснований для закупки у единственного поставщика

 

  1. Нарушение сроков размещения информации

Обеспечение информационной открытости закупочного процесса является одним из основополагающих принципов Федерального закона № 223‑ФЗ. Поэтому сроки размещения сведений в единой информационной системе достаточно четко регламентированы. Однако заказчики часто нарушают требование о раскрытии той или иной информации, размещая ее с опозданием либо не публикуя вовсе.

Помимо своевременной публикации положения о закупке и его изменений, а также планов закупки заказчикам следует знать:

Информация должна быть размещена именно в единой информационной системе, а, например, не на сайте заказчика или электронной торговой площадке, на которой производится закупка. Для размещения информации используется официальный сайт - www.zakupki.gov.ru. Не только извещение и конкурсную документацию, но и изменения в конкурсную документацию, разъяснения данной документации, а также все протоколы, составленные в ходе закупки. Иначе произойдет нарушение действующего законодательства и как следствие аннулирование торгов.

 

Отчетность по закупкам В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, включается информация обо всех договорах, заключенных заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ. (по результатам закупки у единственного поставщика, по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну, по результатам закупки у субъектов малого и среднего бизнеса и т .д.).

Частью 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрены случаи, при которых информация о закупке не размещается в единой информационной системе, а частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрена публикация сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, независимо от того, была ли размещена информация о таких закупках в единой информационной системе или нет.

 
Информация, подлежащая размещению на официальном сайте
Российской Федерации

 

Информация
Сроки размещения
Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение
не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения
План закупки товаров, работ, услуг, изменения, вносимые в план
размещаются в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

На период от 5 до 7 лет

Извещение о закупке

Документация о закупке

Проект договора

Не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе

Изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке

не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

Разъяснения документации о закупке

не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставления указанных разъяснений

Отчетность о заключенных договорах

 

ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Сведения об изменении договоров

 

не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор.

Протоколы закупки

 

не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов

Иная информация о закупках, размещение которой предусмотрено Положением.

 

 

 

Пример В соответствии с Положением о закупке, извещение о запросе котировок размещается на официальном сайте и сайте Заказчика не менее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок.

В извещении указаны сроки подачи котировочных заявок с 9:00 30.09.2017 до 13:00 04.10.2017.

В соответствии с п.3 ст.4 Федеральный закон от 03.06.2011 № 107-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "Об исчислении времени" время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

Таким образом, срок подачи котировочных заявок составляет четыре с половиной календарных дня и два с половиной рабочих дня, что является нарушением п.8 ч.10 ст.4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в документации о запросе котировок сроков подачи котировочных заявок менее 5 дней, предусмотренных Положением о закупках.

 

Ответственность за нарушение сроков размещения информации

 

За совершение нарушений порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствии с 223-ФЗ статьей 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

За нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в размере:

Штраф 2 000 – 5 000 (должностное лицо);

10 000 – 30 000 (юридическое лицо).

За не размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ

Штраф 30 000 – 50 000 (должностное лицо);

100 000 – 300 000 (юридическое лицо).

 

За нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, предусмотрена административная ответственность статьей 7.32.4. Кодекса об административных правонарушениях.

 

Статистика: В 2017 году возбуждено 133 административных дела, из них выдано 127 постановлений о наложении штрафа, сумма наложенного штрафа составила 1099 тыс. рублей, сумма уплаченного (с учетом постановлений выданных в прошлом периоде) – 718 тыс.руб. При этом за 2017 год было обжаловано 5 постановлений, 3 из которых были оставлены в силе судами общей юрисдикции, 2 на рассмотрении

 

Возбуждено дел

 

Выдано постановлений о наложении штрафа

Исполнено постановлений

Число привлеченных лиц

количество

Сумма штрафа

количество

Сумма штрафа

ДЛ

ЮЛ

133

127

1 099 000

117

718 000

112

15

 

 

2. Нарушения порядка оценки заявок на участие в закупке

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Предъявляемые требования, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках порядок оценки заявок на участие в закупке должен быть указан в закупочной документации. При этом заказчики не ограничены никакими законодательными актами – критерии могут использовать любые критерии, порядок присвоения баллов (значений) для определения победителей также устанавливается на усмотрение заказчика.

При этом даже в такой ситуации свободных действий заказчики нередко нарушают установленный в закупочной документации порядок оценки заявок.

Порядок оценки и сопоставления заявок должен устанавливать не просто наименование критериев и оценку по так называемой предпочтительности предложения участника закупки субъективно для каждого члена комиссии, а должен раскрывать содержание каждого критерия, вес критерия и конкретный порядок оценки (формулы, баллы и т.д).

В конкурсной документации необходимо наличие четких и однозначных положений, определяющий механизм начисления баллов. Наличие неопределенности относительно порядка сопоставления и оценки заявок может быть расценено как нарушение требований ч.1, 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Нарушениями также являются следующие действия:

- неустановление порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев и подкритериев, их веса при сопоставлении заявок участников.

- установление крайних показателей баллов по критерию, например 0 баллов или 100. Такие действия заказчика лишают участников возможности получения промежуточных баллов, соответствующих их уровню квалификации

- неустановление оснований отклонения заявок участников.

 

Не допускается оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, не указанном в документации о закупке.

Не допускается отклонение заявок по основаниям и в порядке, не указанном в документации о закупке.

 

Пример1 В документации установлены критерии качества услуг: по оценке заявок участников, по каждому отдельному критерию экспертом выставляется оценка по десятибалльной шкале в следующем порядке (кроме критерия «Уровень цены заявки»):

-«соответствует» - 10-9 баллов -​ ставится за полное соответствие предложений требованиям закупочной документации по оцениваемому критерию;

-«в целом соответствуют» - 8-6 баллов - имеет мелкие недочеты, не влияющие на выполнение требований Закупочной документации; выполнение более 90% технических требований закупочной документации.

-«частично не соответствует» - 5-3 баллов -​ удовлетворяет только основным требованиям закупочной документации (не менее 70%) и может рассматриваться как претендент на победу в Запросе предложений;

-«в основном не соответствует» 2-1 баллов -​ не удовлетворяет основным требованиям закупочной документации (не менее 50%) по оцениваемому параметру. В то же время может рассматриваться как претендент на победу в Запросе предложений;

-«полностью не соответствует» 0 баллов -​ полностью не удовлетворяет требованиям закупочной документации. Участник запроса предложений не может рассматриваться как претендент на победу в Запросе предложений, так как несоответствие указанным требованиям не может обеспечить качественное выполнение работ.

Вышеуказанный порядок оценки заявок участников по критерию «качество услуг» не дает однозначного понимания о присуждении баллов.

Вместе с тем, из порядка оценки по вышеуказанному критерию непонятно каким образом Заказчиком будут присваиваться баллы, так как отсутствует понимание о том, какие именно недочеты могут быть допущены в составе заявки, а так же в описании понятий «соответствует», «в целом соответствует», «частично не соответствует», «в основном не соответствует», «полностью не соответствует».

Следовательно, Заказчик мог ввести потенциальных участников запроса предложений в заблуждение, т. к. порядок оценки, установленный Заказчиком в документации о проведении запроса предложений содержит неоднозначное толкование о том, какое количество баллов будет присвоено участнику.

 

Пример 2 Согласно критериям оценки заявок, комиссия заказчика оценивает количество представленных договоров (контрактов) и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (далее - КС-3)по заявленным видам работ за определенный период.

Однако, Закупочная комиссия заказчика оценивала договоры участников закупки не по критерию количества представленных договоров, а по их сумме, что привело к неверной оценке участников закупки.

 

Пример 3 При проведении оценки и сопоставлении заявок комиссия заказчика выявляет либо техническую ошибку, либо неправомерное требование наличия лицензии или разрешения, либо излишнее требование, соответственно в заявках участников данное требование не исполняется

При этом, как было установлено в п. 8.3 Положения о закупке, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником процедуры закупки, установления факта несоответствия требованиям, указанным в документации о закупке, Заказчик, Комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в закупке на любом этапе ее проведения, в том числе в любой момент до заключения договора.

 

Ответственность за нарушение порядка оценки

 

Действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном допуске участников, нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

За предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ

Штраф 2 000 – 3 000 (должностное лицо);

5 000 – 10 000 (юридическое лицо).

В соответствии с

 

    1. По результатам рассмотрения 7 дел о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции:

- установление в документации необоснованно короткого срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений), запросе предложений - 2;

-установление срока заключения договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции – 2;

- установление в документации условия о месте нахождения исполнителя, что в свою очередь создает условия для ограничения круга потенциальных участников закупки – 1;

- установление в документации конкурсов излишних необоснованных требований – 1;

- искусственное дробление закупок и оформление самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, а также избегания обязанности размещения сведений о заключенных договорах при осуществлении закупки у единственного поставщика -2;

- нарушение порядка оценки, выразившееся в неправомерном определении победителя при проведении закупки - 2.

 

Примеры.

  1. Обжалование в сфере строительства на акты и (или) действия (бездействие) органов власти или организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей

Административное обжалование в строительстве - абсолютно новый инструмент антимонопольного реагирования.

Антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматривает жалобы участников строительного рынка на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления либо осуществляющие функции указанных органов организации (органы), должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) и организации, осуществляющие эксплуатацию сетей на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

3.1. Обжалуемые действия.

В рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций в части:

- нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Обращаем внимание, что при обжаловании действий (бездействия) организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, перечень оснований для обращения в антимонопольный орган расширен, а именно:

- незаконный отказ в приеме документов, заявлений;

- предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Установленный в Законе о защите конкуренции перечень оснований для обращения с жалобой в порядке статьи 18.1 указанного закона является исчерпывающим.

Таким образом, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не обжалуются незаконный отказ уполномоченными в сфере градостроительных отношений органами власти в приеме документов и заявлений, а также предъявление ими к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами.

3.2. Заявители.

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы в антимонопольный орган юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Возможность обращения физических лиц в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган не предусмотрено. Неправомерные действия органов власти физическими лицами могут быть обжалованы в порядке федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при обращении в антимонопольный орган в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в жалобе обязаны указать обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления соответствующих процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

 

3.3. Исчерпывающие перечни.

 

Обжалованию подлежат действия (бездействие) уполномоченных органов и сетевых организаций при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в следующих сферах строительства:

 

Сфера

Постановление Правительства РФ

Дата вступления с силу

Количество процедур

Жилье

от 30.04.2014 № 403

30.10.2014 (с изм. от 24.01.2017)

101

Вода

от 07.11.2016 № 1138

16.05.2017

286

Электричество

от 27.12.2016 № 1504

29.06.2017

84

Нежилые объекты

от 28.03.2017 № 346

30.09.2017

130

Тепло

от 17.04.2017 № 452

25.10.2017

104

 

Например в сфере жилищного строительства исчерпывающий перечень административных процедур утвержден Правительством России 30 апреля 2014 года под № 403 (далее - постановление Правительства N 403) и включает в настоящее время 100 процедур, необходимых на всех этапах реализации проекта жилищного строительстве, в том числе процедуры, связанные с:

- получением прав на земельный участок и градостроительной подготовкой земельного участка;

- заключением договоров о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, архитектурно-строительным проектированием;

- осуществлением строительства и реконструкции;

- получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

 

Минстрой России в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства N 403 ведет реестр описаний процедур, включенных в указанный исчерпывающий перечень. Реестр содержит, в том числе, описание случаев, в которых требуется проведение процедуры, перечень документов, которые заявитель обязан представить для проведения процедуры, перечень документов, получаемых заявителем в результате проведения процедуры, основания для отказа в принятии заявления и требуемых документов для проведения процедуры, основания для приостановления проведения процедуры, основания для отказа в выдаче заключения, в том числе в выдаче отрицательного заключения, основание для непредоставления разрешения или отказа в иной установленной форме заявителю по итогам проведения процедуры, срок проведения процедуры, предельный срок представления заявителем документов, необходимых для проведения процедуры, форму подачи заявителем документов, необходимых для проведения процедуры, сведения об органе (организации), осуществляющих проведение процедуры.

Пример.

3.4. Сроки для обжалования.

Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Нарушение срока подачи жалобы в антимонопольный орган не является основанием для возвращения жалобы заявителю, а такая жалоба должна быть рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.

Также обращаем внимание, что в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть возвращена заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Таким образом, повторное рассмотрение жалобы по ранее рассмотренным обстоятельствам, даже в случае неисполнения предписания антимонопольного органа, не допускается.

 

3.5. Сроки для рассмотрения.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня ее поступления.

Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен еще на 7 дней, о чем необходимо уведомить всех лиц, участвующих в рассмотрении жалобы посредством направления уведомления по всем известным адресам всеми доступными способами (в том числе факсимильной связью либо электронной почтой) и (или) размещения такого уведомления на сайте антимонопольного органа.

Срок рассмотрения исчисляется со дня поступления жалобы в антимонопольный орган.

 

    1. Решение

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования, нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ) о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

Организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, может быть выдано обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления процедур, в том числе предписание о заключении договора, об изменении условий договора или о расторжении договора в случае, если лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование.

3.7. Ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей - 14.9.1, положениями которой установлена ответственность за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

А именно, неправомерные действия (бездействие) должностных лиц органов власти влекут предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а также при повторном нарушении дисквалификацию таких лиц на срок до двух лет.

Что касается ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, исключительным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении решение комиссии по рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не является, что позволяет применять положения статьи 9.21 КоАП независимо от процедуры, по которой была рассмотрена жалоба.

 

Таким образом, возможные санкции приведены в таблице.

 

Административная ответственность

 

Для должностных лиц органов власти:

Для субъектов естественных монополий:

предупреждение или административный штраф от 3 до 5 т. р.;

повторно - от 30 до 50 т. р., либо дисквалификация до 2-х лет.

административный штраф для должностных лиц - от 10 до 40 т. р.;

повторно для должностных лиц - от 40 до 50 т. р., либо дисквалификация до 3-х лет;

 

административный штраф на юридических лиц - от 100 до 500 т. р.;

повторно для юридических лиц - от 600 т. р. до 1 млн. р.

 

 

Наверх