Доклад: Практика Тюменского УФАС России по выявлению и пресечению нарушений установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, газораспределительным сетям, сетям водоснабжения и водоотведения
30 мая 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Исходя из положений статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, газораспределительным сетям, сетям водоснабжения и водоотведения.

Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.

В настоящее время утверждены и действуют следующие правила и порядки подключения (технологического присоединения):

  • Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83);
  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861);
  • Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314);
  • Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644;
  • Правила горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642.

Примеры дел из практики Тюменского УФАС России.

1. Дело о нарушении ПАО «СУЭНКО» Правил № 861 (нарушение срока выдачи договора).

В 2018 году ПАО «СУЭНКО» было привлечено к административной ответственности (штраф – 100 000 рублей) по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил № 861.

Поводом для этого послужило заявление гражданина Ю. на действия ПАО «СУЭНКО», выразившиеся в нарушении сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.

Тюменским УФАС России было установлено, что гражданин Ю. направил в адрес ПАО «СУЭНКО» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЛЭП-0,4кВ нежилого помещения (гаража). Заявка была зарегистрирована 24.10.2017 г.

В соответствии с абз. 1 п. 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Таким образом, ПАО «СУЭНКО» на поступившую 24.10.2017 г. от гражданина Ю. заявку на технологическое присоединение должно было не позднее 08.11.2017 направить ему проект договора и технические условия.

Вместе с тем, в установленные п. 15 Правил № 861 сроки сетевой организацией в адрес заявителя не были направлены соответствующие документы.

Согласно объяснениям ПАО «СУЭНКО», проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина Ю. к электрическим сетям и технические условия были подготовлены 07.11.2017 г. Однако проект договора был передан гражданину Ю. только 15.11.2017 г. Нарушение срока ПАО «СУЭНКО» обосновывало тем, что в связи с проведением проверки возможности технологического присоединения, общество было вынуждено затратить на подготовку проекта договора и технических условий большее количество времени.

Указанным объяснениям ПАО «СУЭНКО» дана правовая оценка арбитражным судом, который рассматривал дело об оспаривании постановления Тюменского УФАС России о привлечении сетевой организации к административной ответственности.

В частности, арбитражный суд[1] указал, что указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих, что в установленный срок проект договора не мог быть подготовлен в силу объективных причин, наличие которых исключает возможность соблюдения указанного выше срока, материалы дела не содержат. То обстоятельство, что ПАО «СУЭНКО» проводилась проверка возможности технологического подключения объекта гражданина Ю. к энергопринимающим сетям, не отменяет обязанность сетевой организации направить проект договора на технологическое присоединение в установленный действующим законодательством срок. ПАО «СУЭНКО» в данном случае не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалось от него для того, чтобы не допустить совершение административного правонарушения.

2. Дело о нарушении АО «Газпром газораспределение Север» Правил № 1314 (нарушение срока выдачи договора).

В 2019 году АО «Газпром газораспределение Север» было привлечено к административной ответственности (штраф – 100 000 рублей) по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил № 1314.

Поводом для этого послужило заявление гражданина Л. на действия АО «Газпром газораспределение Север», выразившиеся в нарушении сроков выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения.

Тюменским УФАС России было установлено, что 18.09.2018 г. гражданин Л. направил в адрес АО «Газпром газораспределение Север» запрос о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

В соответствии с п. 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Север» обязано было определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий не позднее 02.10.2018 г. Между тем, в нарушение п. 13 Правил № 1314 технические условия были выданы гражданину Л. только 11.01.2019 г.

Согласно позиции АО «Газпром газораспределение Север», технические условия для гражданина Л. были подготовлены 02.10.2018 г., однако гражданин Л. за их получением в газораспределительную организацию не являлся.

Между тем, исходя из буквального толкования положений пункта 13 Правил № 1314 исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия. Таким образом, обязанность определить и предоставить заявителю технические условия возложена в данном случае на газораспределительную организацию, и она должна исполнить данную обязанность в течение 10 рабочих дней.

Указанная позиция была поддержана арбитражным судом[2], рассматривавшим дело об оспаривании постановления Тюменского УФАС России о привлечении АО «Газпром газораспределение Север» к административной ответственности.

 

3. Дело о нарушении ООО СК «ВОСТОК» Правил № 861 (отказ в заключении договора).

В 2018 году ООО СК «ВОСТОК» было привлечено к административной ответственности (штраф – 101 000 рублей) по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил № 861.

Поводом для этого послужило заявление ООО «ТатИнвест» на действия ООО «Каскад-Энерго» (переименовано в ООО СК «ВОСТОК»), выразившиеся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

Тюменским УФАС России было установлено, что ООО «ТатИнвест» обратилось в ООО «Каскад-Энерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ТП-10) с максимальной мощностью до 150 кВт. Заявка была зарегистрирована ООО «Каскад-Энерго» 11.01.2018.

Рассмотрев заявку ООО «ТатИнвест», ООО «Каскад-Энерго» 14.02.2018 (через 34 дня после получения заявки) направило заявителю письмо, содержащее предложение направить заявку в иную сетевую организацию, чьи объекты электросетевого хозяйства находятся в «непосредственной близости от местонахождения энергопринимающих устройств Заявителя».

В соответствии с абз. 1 п. 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им положений Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абз. 2 п. 3 Правил № 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил № 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Для заключения договора заявитель, в соответствии с пунктом 8 Правил № 861, направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

В соответствии с абз. 1 п. 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Тюменским УФАС России было установлено, что ООО «СК «Восток» (ранее - ООО «Каскад-Энерго») является надлежащей сетевой организацией, в которую ООО «ТатИнвест», в порядке, установленном пунктом 8 Правил № 861, была подана заявка на заключение договора на технологическое присоединение указанного объекта.

Получив заявку ООО «ТатИнвест» на технологическое присоединение к электрическим сетям, территориальная сетевая организация не направила в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия для присоединения к электрическим сетям либо уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы.

Таким образом, не направив заявителю в установленные Правилами сроки (в 15-дневный срок с момента получения заявки, т.е. до 26.01.2018) проект договора и технические условия, а вместо этого, более чем через месяц со дня подачи заявки и необоснованно переадресовав ООО «ТатИнвест» в иную сетевую организацию для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, ООО «СК «Восток» (ранее - ООО «Каскад-Энерго») фактически уклонилось от заключения договора на техприсоединение к электрическим сетям по заявке ООО «ТатИнвест».

Своими действиями сетевая организация нарушила пункты 3, 6, 15 Правил № 861.

ООО «СК «Восток» настаивало на том, что его сети не являются ближайшими по отношению к объектам ООО «ТатИнвест» и в целях технологического присоединения к электрическим сетям заявитель должен был обратиться в иную сетевую организацию.

Между тем, арбитражный суд[3] указанные доводы ООО «СК «Восток» отклонил, указав, что, исходя из имеющихся доказательств следует, что ближайшими по отношению к объектам ООО «ТатИнвест» сетями необходимого класса напряжения являлись электрические сети, принадлежащие ООО «СК «Восток», следовательно, сетевая организация должна была исполнить свою обязанность по заключению договора с заявителем.

 

4. Дело о нарушении МУП ЖКХ пос. Боровский Правил № 83 (нарушение срока действия технических условий).

В 2019 году МУП ЖКХ пос. Боровский было привлечено к административной ответственности (штраф – 100 000 рублей) по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил № 83.

Поводом для этого послужило заявление ООО «ЭНКО ГРУПП» на действия МУП ЖКХ пос. Боровский, выразившиеся в нарушении срока действия технических условий.

Тюменским УФАС России было установлено, что ООО «ЭНКО ГРУПП» предоставлен земельный участок для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

ООО «ЭНКО ГРУПП» 21.07.2016 г. обратилось в МУП ЖКХ п. Боровский с заявлением о выдаче технических условий на присоединение к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения.

26.07.2016 г. МУП ЖКХ п. Боровский выдало заявителю технические условия на присоединение к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения со сроком действия до 26.07.2019 г.

05.12.2018 г. ООО «ЭНКО ГРУПП» обратилось в МУП ЖКХ п. Боровский с заявлением о продлении срока действия технических условий от 2016 г. до 2021 г., указывая Обществу на нарушение п. 10 Правил № 83.

13.12.2018 г. Заявителю были выданы новые технические условия на присоединение к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения сроком действия до 13.12.2021 г. При этом параметры ранее выданных технических условий были изменены.

Исходя из положений пункта 10 Правил № 83 срок действия технических условий исчисляется с даты их выдачи и составляет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет.

В нарушение указанной нормы права МУП ЖКХ п. Боровский 26.07.2016 выдало технические условия, срок действия которых составлял 3 года.

Кроме того, исходя из положений пункта 10 Правил № 83, параметры выданных технических условий могут быть изменены только после истечения пятилетнего срока действия таких технических условий.

Соответственно, параметры технических условий, выданных 26.07.2016 г., могли быть изменены после истечения пятилетнего срока их действия, т.е. после 26.07.2021 г. Кроме того, согласно выданным 26.07.2016 техническим условиям, срок их действия истекал 26.07.2019. Вместе с тем, 13.12.2018, до истечения срока их действия, предприятие выдало заявителю новые технические условия.

Таким образом, в нарушение п. 10 Правил № 83 Предприятие выдало Заявителю технические условия от 13.12.2018 г. до истечения срока действия технических условий от 26.07.2016 г.

Учитывая изложенное, выдав технические условия от 26.07.2016 г. сроком на 3 года и изменив параметры технических условий от 26.07.2016 г. до истечения установленного срока их действия, МУП ЖКХ п. Боровский нарушило п. 10 Правил № 83.

 

5. Дело о нарушении АО «Газпром газораспределение Север» Правил № 1314 (навязывание обязательств).

В 2019 году АО «Газпром газораспределение Север» было привлечено к административной ответственности (штраф – 600 000 рублей) по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил № 1314.

Поводом для этого послужило заявление гражданина Н. на действия АО «Газпром газораспределение Север», выразившиеся в необоснованном требовании разработать проектную документацию объекта капитального строительства при подключении к сетям газораспределения.

Тюменским УФАС России было установлено, что 29.08.2016 гражданину Н. выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства.

05.09.2018 между гражданином Н. и АО «Газпром газораспределение Север» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения индивидуального жилого дома.

13.12.2018, по завершению выполнения технических условий в полном объеме, гражданин Н. обратился в АО «Газпром газораспределение Север» с заявлением о составлении акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению и осуществлении фактического присоединения и пуска газа на объект.

21.12.2018 заявителю был направлен ответ на обращение, в котором Общество пояснило, что работы по фактическому присоединению, пуску газа и составлению акта готовности сетей на объекте капитального строительства возможны после осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении, предусмотренном п. 100 Правил № 1314.

Поскольку в ответе не содержались сведения о дате и времени проведения мониторинга выполнения технических условий, 11.01.2019 заявитель обратился в АО «Газпром газораспределение Север» с требованием незамедлительно осуществить мониторинг выполнения технических условий, составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, произвести фактическое присоединение и пуск газа на объект с оформлением всех необходимых документов.

08.02.2019г. АО «Газпром газораспределение Север» в ответ на запрос заявителя от 11.01.2019 сообщило, что заявителю необходимо направить в адрес исполнителя проектную документацию, после этого заявителю будет выдан акт готовности сетей.

Исходя из положений Правил № 1314, а также типовой формы договора о подключении, утвержденных Правительством РФ, обязанность по разработке проектной документации сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования может быть возложена на потребителя только в том случае, если разработка такой проектной документации прямо предусмотрена градостроительным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае такая обязанность действующим законодательством на заявителя не возложена, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

В соответствии с пунктом 104 Правил № 1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Учитывая изложенное, действия АО «Газпром газораспределение Север», выразившиеся в возложении на заявителя обязанности по разработке проектной документации сети газопотребления, признаны Тюменским УФАС России не соответствующими положениям Правил № 1314.

Возражая против предъявленного обвинения, АО «Газпром газораспределение Север» ссылалось на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Между тем, арбитражный суд[4], рассматривающий дело об оспаривании постановления Тюменского УФАС России о привлечении АО «Газпром газораспределение Север» к административной ответственности, указанные доводы общества отклонил, указав, что упомянутый Федеральный закон на данную ситуацию не распространяется.

Также арбитражным судом отклонены ссылки общества на нормативные документы: СП62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», ГОСТ Р 54983-2012, ГОСТ 54961-2012, ГОСТ Р 53865-2010, поскольку перечисленные нормативные документы к законодательным актам не относятся. Кроме того, указанные документы прямо не предусматривают обязанность потребителей за свой счет разработать проект сети газопотребления индивидуального жилого дома, тогда как из положений Правил и типовых условий договора о подключении, следует, что такое условие (обязанность) должно быть прямо закреплено законодательным актом.

Доводы общества о необходимости разработки заявителем проекта сети газопотребления в целях обеспечения требований безопасности также были отклонены арбитражным судом, поскольку из текста Правил, договора о подключении, следует, что фактическое подключение заявителя к системе газоснабжения осуществляется после проверки непосредственно обществом соблюдения всех необходимых условий для такого подключения, что подтверждается подписанием акта о готовности сетей. Следовательно, общество в ходе исполнения договора о подключении вправе и обязано проверить перед началом эксплуатации соответствие возведенной сети газопотребления, газоиспользующего оборудования требованиям нормативных правовых актов, а также обязательных к применению нормативных документов в области технического регулирования. Отсутствие проектной документации не является препятствием для такой проверки.

 

 

 
Наверх