Доклад на тему: "Контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
14 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (Тюменское УФАС России) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Тюменское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

В 1 полугодии 2018 года в Тюменское УФАС России поступило 343 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Из поступивших жалоб:

38 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 19, из них 11 признаны необоснованными),

115 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 76, из них 56 признаны необоснованными),

190 для муниципальных нужд (рассмотрено 112, из них 61 признаны необоснованными)

По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются нарушения порядка определения поставщика; описания объекта (предмета) закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте закупок.

В результате рассмотрения жалоб выдано (всего) 64 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.

Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 7 внеплановых проверки, в 5 случаях выявлены нарушения, выдано 3 предписания.

Необходимо отметить, что в первом полугодии 2018 года Тюменским УФАС России плановые проверки в отношении субъектов контроля не проводились.

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, которая охватывает все виды контроля (надзоры), осуществляемых антимонопольной службой, в том числе и контроль в сфере государственных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц, предполагается внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход предполагает ранжирование подконтрольных объектов по уровню опасности (категориям риска), что позволит эффективно расходовать ресурсы антимонопольного органа при осуществлении проверок.

Кроме того, внедрение риск-ориентированного подхода многие освободит от проведения плановых проверок, субъектов контроля, относящихся к низкой степени риска.

Так теперь при формировании планов проверок соблюдения заказчиками законодательства о контрактной системе будет применяться риск-ориентированный подход, то есть с учетом категорий рисков в зависимости от вероятности возникновения нарушений в деятельности того или иного субъекта контроля.

Более высокий уровень такой вероятности соответствует более высокой категории риска, который рассчитывается в баллах в соответствии с установленными критериями риска (наличие обоснованных жалоб, неисполненных предписаний, расторгнутых контрактов по иску антимонопольного органа).

 

Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми заказчиками (уполномоченными органами), их комиссиями по осуществлению закупок по-прежнему являются следующие:

 

- составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

К таковым следует отнести, отсутствие в проекте контракта обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

 

- отсутствие обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации;

 

- неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч. установление избыточных требований к работам (услугам);

 

- отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;

 

- действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок).

В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке.

 

Также в рамках контроля законодательства о контрактной системе Тюменское УФАС России осуществляет ведение Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - РНП. Основаниями для включения поставщика в РНП является уклонение участника закупки от заключения контракта, расторжение контракта по решению суда, а также одностороннее расторжение государственного контракта в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

 

За первое полугодие 2018 г. Тюменским УФАС России рассмотрено 39 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 30 участниках закупок (подрядчиков, исполнителей, поставщиков).

В отношении 4 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.

По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 13 фактов уклонения от заключения контрактов в 10 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контракта подтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.

Кроме того, рассмотрено 5 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, при этом во всех случаях было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков,

Всего по состоянию на текущий период в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 139 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.

 

 

 

Ответы на поступившие ранее в ходе публичных обсуждений вопросы

 

1. Возможно ли увеличение суммы контракта на подрядные работы более чем на 10% в случае, если в ходе выполнения работ выявилась потребность в дополнительных работах, не предусмотренных в тех. задании и смете, без которых невозможно исполнение условий контракта?

 

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного Закона.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Учитывая изложенное, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Необходимо отметить, что в случае если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ, возможно расторжение контракта по соглашению сторон (часть 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

 

 

2. Можно ли отклонить котировочную заявку от разных организаций, но с одним адресом, телефоном, директором?

 

В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона №44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Пунктом 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Пунктом 2 ст. 49 Гражданского кодекса РФ определено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Частью 1 статьи 8 Закона №44-ФЗ установлено, что любое заинтересованное лицо имеет возможность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом, нормы указанного Закона не содержат запрета на участие в закупке в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке, имеющих одних и тех же учредителей, руководителей, имеющих один юридический адрес и т. д.

Частью 4 статьи 78 Закона №44-ФЗ в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок, при условии что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

Учитывая изложенное, по мнению Тюменского УФАС России отклонение заявок на участие в запросе котировок различных юридических лиц на основании совпадения у участников такого запроса котировок (юридических лиц) адреса, а также фамилии, имени, отчества руководителей таких юридических лиц противоречит действующему законодательству и, как следствие, является неправомерным.

 

 

 

3. Определения цены этапа для целей расчета суммы штрафа от цены этапа, если правоотношение длящиеся ?

 

 

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Правила определения размера штрафа утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063"

Как следует из указанных Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта, то есть, процент штрафа устанавливается от цены контракта, предложенной победителем закупки. При этом, Правилами не предусмотрен порядок определения штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств в зависимости от этапов исполнения контракта.

 

 

 

4. Какие документы должен представить участник закупки при закупке товаров легкой промышленности (соблюдение условий допуска)?

 

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов российской федерации и муниципальных нужд.

Однако, самим Постановлением не определены документы, определяющие страну происхождения материалов или полуфабрикатов, используемых при производстве товаров и (или) оказании услуг.

Но в соответствии с п. 1 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза, сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Таким образом, таким документом может являться сертификат формы СТ-1 (или копия этого сертификата) в качестве документа, подтверждающего соответствие предлагаемого товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ

Наверх