Результаты контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2019 году.
05 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (Тюменское УФАС России) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Тюменское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

 

В 2019 году в Тюменское УФАС России поступило 908 жалоб (в 2018 г. - 713) на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Из поступивших жалоб:

74 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд ( рассмотрено 58, из них 15 признаны обоснованными),

318 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 222, из них 33 признаны обоснованными),

516 для муниципальных нужд (рассмотрено 392, из них 74 признаны обоснованными).

Такая разница в количестве поступивших жалоб по видам заказчиков обусловлена прежде всего широким спектром муниципальных и региональных нужд на удовлетворение которых осуществляются закупки и большим количеством проводимых закупок. Заказчики федерального уровня в основной части осуществляют закупки товаров работ и услуг необходимых для реализации собственных полномочий и функций.

Кроме того, Тюменское УФАС России за прошедший год отмечает увеличение количества жалоб, поданных такой категорией подателей жалоб, как «профессиональные жалобщики», которые не принимают участия в закупках, а строят свой «бизнес» только на анализе информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), с целью последующей подачи жалобы в контрольный орган.

При этом, учитывая, что одной из главных целей административной процедуры обжалования, регламентированной Законом о контрактной системе, является восстановление нарушенных прав и законных интересов участников закупки на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако, в таких случаях отсутствует нарушение прав подателей жалобы, при этом недобросовестные заявители не ограничены правом обратиться в контрольные орган с соответствующей жалобой, и не обременены никакими материальными издержками.

 

К самым распространенным (типовым) нарушениям Закона о контрактной системе, которые выявлялись Тюменским УФАС России в рассматриваемый период при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок можно отнести следующие нарушения:

● требование в документации о закупке представления в составе заявки на участие в закупке выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58, который утратил силу с 20.04.2019.

● несоблюдение требований Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (утверждена приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр) при составлении формы графика выполнения строительно-монтажных работ.

● установление дополнительных требований к участникам закупки не в соответствии с актуальной редакцией Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

● установление в документации о закупке требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (дополнительные требования к участникам закупки).

● установление размера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не соответствующего актуальной редакции Постановления Правительства от 30.08.2017 N 1042 об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

● установленный идентификационный код закупки в документации о закупке и проекте контракта не соответствует идентификационному коду закупки (ИКЗ), указанному в извещении о проведении закупки.

● срок проведения электронного аукциона при включения в документацию о закупке проектной документации не через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

● нарушение ч.ч. 3, 6 ст. 63 Закона о контрактной системе в части сокращения сроков подачи заявок (связано с неверным исчислением дней, необходимых для размещения извещений о проведении закупок);

 

При выполнении контрольной деятельности Тюменским УФАС России, органами внутреннего (финансового) контроля в 2019 г. выявлялись случаи неэффективного расходования заказчиками денежных средств, в частности осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в то время как в обязательном порядке должны были быть проведены конкурентные процедуры в целях определения лица, с которым заключается контракт. По данной категории нарушений рассмотрено 5 административных дел, наложено административных штрафов на должностных лиц на общую сумму 135 000 рублей.

Кроме того, к числу наиболее распространенных нарушений следует отнести непредставление, несвоевременное представление в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок – ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (в 2019 году рассмотрено 39 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 760 000 рублей.)

 

Также в рамках контроля законодательства о контрактной системе Тюменское УФАС России осуществляет ведение Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - РНП. Основаниями для включения поставщика в РНП является уклонение участника закупки от заключения контракта, расторжение контракта по решению суда, а также одностороннее расторжение государственного контракта в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

За 2019 г. Тюменским УФАС России рассмотрено 236 (в 2018 г. 115) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 150 хозяйствующих субъектах, что составляет 63,5 % от общего числа рассмотренных обращений (67 % в 2018 году).

В отношении 8 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.

По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 113 фактов уклонения от заключения контрактов в 53 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контракта подтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.

Кроме того, рассмотрено 115 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, в 89 случаях было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков.

Всего по состоянию на текущий период в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 198 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.

Наверх