Доклад: Правоприменительная практика Тюменского УФАС по пресечению и предупреждению ограничивающих конкуренцию действий со стороны органов власти, а также исполняющих их функции органов или организаций.
01 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы и действует на основании положения, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (ред. от 05.04.2017) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"

В соответствии с указанным Положением Тюменское УФАС России осуществляет в том числе, функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и иными осуществляющими функции указанными органами органами или организациями, государственными внебюджетными фондами (далее – органы власти), а также контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими указанные сферы деятельности ФАС России, являются:

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции»;

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Кроме того ФАС России в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами общего действия.

 

 

В 2018 году Тюменским УФАС России было установлено:

- 3 нарушения (в 2017 - 4) статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно:

1) факт искусственного раздробления и оформления самостоятельных договоров с целью непроведения конкурентных процедур и неразмещения информации о закупках в ЕИС;

2) установление в документации требования к месту оказания услуг по месту нахождения одного из участников закупки;

3) заключение соглашения между заказчиком и участником, путем заключения договора поставки без проведения конкурентных процедур.

 

- по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в 2018 году выдано 3 предупреждения, а именно:

  1. необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Визус-1», а именно в отказе предоставления объемов медицинской помощи, а так же созданием дискриминационных условий, в связи с отсутствием у ООО «Визус-1» договора со страховой медицинской организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, что свидетельствует о нарушении Комиссией пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 135-ФЗ;
  2. издание акта (письмо Департамента потребительского рынка и туризма (от 25.09.2017) с информацией по вопросу рассмотрения возможности установки торговых автоматов вендинговой компании Холдинг Ювенко в зданиях, а также в помещениях подведомственных учреждений, предприятий, организаций);
  3. заключение договоров аренды муниципального имущества с хозяйствующими субъектами без проведения торгов на право заключения договоров аренды такого имущества, без соблюдения требований п. 11 ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

Все предупреждения исполнены в установленный срок.

 

Рассмотрим некоторые из указанных нарушений.

 

  1. Дела о нарушении антимонопольного законодательства.
    1. Факт искусственного раздробления и оформления самостоятельных договоров с целью непроведения конкурентных процедур и неразмещения информации о закупках в ЕИС

АСУСОН ТО «Лесновский психоневрологический интернат» заключил с ОАО «Фармация», как с единственным поставщиком, с ценой каждого контракта не выше 100 000 рублей:

- 19.01.2015 года 6 договоров на поставку медикаментов;

- 11.01.2016 - 7 договоров на поставку медикаментов;

- в ноябре 2016 года также в один день было заключено 10 договоров на поставку медикаментов,

- в январе 2017 года также в один день 10 договоров на поставку медикаментов;

Вместе с тем, принимая во внимание временной интервал, в течение которого были заключены договоры, одного поставщика по всем договорам, можно сделать вывод о том, что Заказчиком суммы указанных договоров намеренно были разбиты на сумму до 100 000,00 рублей в целях обеспечения возможности не проведения конкурентных процедур и не размещения в единой информационной системе сведений о вышеуказанных закупках, и заключения договоров с единственным поставщиком, что может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции положения ч. 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, по фактам дробления закупок и оформление самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, и избегания обязанности размещения сведений о заключенных договорах при проведении АСУСОН «Лесновский психоневрологический интернат» закупок лекарственных препаратов у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

1.2. Заключение соглашения между заказчиком и участником, путем заключения договора поставки без проведения конкурентных процедур.

ОАО «Вагай пассажиравтотранс» заключило с ООО ПТК «Феникс» договор поставки запчастей для автотранспортных средств 25.12.2013 года без проведения конкурентной процедуры, а также до момента утверждения Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Вагай пассажиравтотранс» и размещения его на официальном сайте Единой информационной системе (13.01.2014), который был расторгнут 29 ноября 2017 года, после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Однако 05 февраля 2018 года ОАО «Вагай пассажиравтотранс» снова заключил с договор поставки запасных частей для транспортных средств способом закупки у единственного поставщика с тем же обществом. Начальная (максимальная) цена договора составила 4 000 000 руб.

Исходя из того, что рынок поставки запасных частей для автотранспорта является конкурентным, осуществление поставки запасных частей по неограниченным ценам поставщика, не способствует, в том числе и эффективности использования денежных средств.

Учитывая также родственные связи директора Общества с коммерческим директором ООО ПТК «Феникс», можно сделать вывод о согласованности действий указанных хозяйствующих субъектов, в результате которых предоставлено ООО ПТК «Феникс» недопустимое преимущество, и о наличии нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, по фактам неоднократной неправомерной закупки запчастей у одного лица без проведения конкурентных процедур, было установлено нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно наличие ограничивающего конкуренцию соглашения между данными хозяйствующими субъектами и участие в нем, которое привело к ограничению конкуренции и созданию ООО ПТК «Феникс» необоснованных преимущественных условий для участия в закупке, а также созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

 

ОАО «Вагай Пассажиравтотранс» было выдано предписание прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение между ОАО «Вагай Пассажиравтотранс» и ООО ПТК «Феникс» путем совершения всех зависящих от него действий, направленных на расторжение договора поставки от 05.02.2018, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика на поставку запасных частей для транспортных средств.

Кроме того, ОАО «Вагай Пассажиравтотранс» было предписано привести в соответствии с законом о защите конкуренции антиконкурентными пункты Положения о закупках, которые, могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Например: «процедура закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется, вне зависимости от суммы договора, в том числе, в случае, когда осуществляется закупка по приобретению запасных частей к автотранспортным средствам».

 

  1. Предупреждения

 

    1. Издание органом исполнительной власти Тюменской области акта, ограничивающего конкуренцию на рынке вендинговых услуг и создающего преимущества компаниям, торговые автоматы которых содержат бренд «Покупаем Тюменское!», а также вендинговой компании Холдинг Ювенко.

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тюменской области поступили обращения предпринимателей с жалобой на действия органов власти Тюменской области по ограничению конкуренции в сфере оказания вендинговых услуг.

Предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере вендинга кофейных и снековых аппаратов при обращении с предложениями сотрудничества в учебные заведения Тюменской области получали отказ по причине направления Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области в рамках реализации областного проекта «Покупаем Тюменское!» письма с информацией по вопросу рассмотрения возможности установки торговых автоматов с брендом «Покупаем Тюменское!» в зданиях, а также в помещениях подведомственных учреждений, предприятий, организаций, с приложением презентации вендинговой компании Холдинг Ювенко.

Письмо было направлено в адрес директора Управляющего делами Правительства Тюменской области, директора Департамента образования и науки Тюменской области, Главы Тюменского муниципального района.

На письмо по вопросу рассмотрения возможности установки торговых автоматов с брендом «Покупаем Тюменское!» из Департамента образования и науки в Департамент поступил ответ с предоставлением адресов возможного размещения торговых автоматов в профессиональных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки Тюменской области.

Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Действия, допущенные Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области при направлении письма с информацией по вопросу рассмотрения возможности установки торговых автоматов с брендом «Покупаем Тюменское!» в зданиях, а также в помещениях подведомственных учреждений, предприятий, организаций, с приложением презентации вендинговой компании Холдинг Ювенко, привели к тому, что учебными заведениями Тюменской области данное письмо могло быть принято, как указание к действия, а именно к совершению действий связанных с установкой торговых автоматов с брендом «Покупаем Тюменское!» именно с вендинговой компании Холдинг Ювенко, т.к. приложение письма содержало только презентацию данной фирмы.

Вышеизложенное свидетельствует, о нарушении Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в направлении письма, ограничивающего конкуренцию на рынке вендинговых услуг и создающего преимущества компаниям, торговые автоматы которых содержат бренд «Покупаем Тюменское!», а также вендинговой компании Холдинг Ювенко.

По данному факту было выдано Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем отзыва письма или направления дополнительных разъяснений к рассматриваемому письму, обеспечивающих конкуренцию на рынке вендинговых услуг и недопущение предоставления преимущества компаниям, торговые автоматы которых содержат бренд «Покупаем Тюменское». Предупреждение исполнено в установленный срок.

 

    1. Заключение договоров аренды муниципального имущества с хозяйствующими субъектами без проведения торгов на право заключения договоров аренды такого имущества, без соблюдения требований п. 11 ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

При проведении проверки Администрации Армизонского муниципального района выявлено, что предоставление прав на муниципальное имущество одному лицу на тридцать календарных дней осуществляется несколько раз в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

Заключение договоров, предусматривающих передачу государственного или муниципального имущества, в нарушение порядка, установленного статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть, без проведения торгов и при отсутствии исключений, может привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу, и, как следствие, к ограничению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в факту заключения договоров аренды муниципального имущества с хозяйствующими субъектами без проведения торгов на право заключения договоров аренды такого имущества в нарушение пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что содержит признаки нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Администрации Армизонского муниципального района было выдано предупреждение, которое исполнено в этой части в установленный срок.

Наверх