Доклад: «Контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
01 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (Тюменское УФАС России) является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Тюменское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

 

В 2018 году в Тюменское УФАС России поступило 713 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Из поступивших жалоб:

67 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 37, из них 30 признаны необоснованными),

243 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 139, из них 113 признаны необоснованными),

403 для муниципальных нужд (рассмотрено 217, из них 129 признаны необоснованными).

Такая разница в количестве поступивших жалоб по видам заказчиков обусловлена прежде всего широким спектром муниципальных и региональных нужд на удовлетворение которых осуществляются закупки и большим количеством проводимых закупок. Заказчики федерального уровня в основной части осуществляют закупки товаров работ и услуг необходимых для реализации собственных полномочий и функций.

 

По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются нарушения порядка определения поставщика; описания объекта (предмета) закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте единой информационной системы.

Стоит отметить, что из года в год заказчиками допускаются аналогичные нарушения в части установления избыточных требований к параметрам характеристик товаров, значения которых участники закупки могут определить только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара. Таким образом, для заполнения заявки на участие в аукционе с учетом необходимости указания таких значений участникам закупки необходимо иметь в наличии требуемый товар.

Другим распространенным нарушением является формирование сложной и двузначной инструкции по заполнению заявки, которая в последующем также может привести к отклонению заявок участников.

Например, по результатам изучения инструкции заказчика установлено, что в описании товаров заказчиком используются многочисленные символы, предлоги, диапазонные значения. При этом, правила чтения символов изложены на трех страницах, одним сплошным текстом без выделения текста, абзацев, пунктов и других приемов, позволяющих выделить или акцентировать внимание на определенных предложениях, в отличии от другого текста документации об аукционе. В одном предложении заказчиком приводится толкование нескольких символов. Более того, разъяснение одного символа с различными сочетаниями находится в разных частях текста правил.

 

Кроме того, Тюменское УФАС России за прошедший год отмечает увеличение количества жалоб, поданных такой категорией подателей жалоб, как «профессиональные жалобщики», которые не принимают участия в закупках, а строят свой бизнес только на анализе информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), с целью последующей подачи жалобы в контрольный орган.

При этом, учитывая, что одной из главных целей административной процедуры обжалования, регламентированной Законом о контрактной системе, является восстановление нарушенных прав и законных интересов участников закупки на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако, В таких случаях отсутствует нарушение прав подателей жалобы, а имеется только намеренное процедуры определения победителя торгов. При этом недобросовестные заявители не ограничены правом обратиться в контрольные орган с соответствующей жалобой, и не обременены никакими материальными издержками.

 

Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 8 внеплановых проверок, в 6 случаях выявлены нарушения, выдано 4 предписания.

Необходимо отметить, что в 2018 году Тюменским УФАС России плановые проверки в отношении субъектов контроля не проводились.

 

Также в рамках контроля законодательства о контрактной системе Тюменское УФАС России осуществляет ведение Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - РНП. Основаниями для включения поставщика в РНП является уклонение участника закупки от заключения контракта, расторжение контракта по решению суда, а также одностороннее расторжение государственного контракта в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

 

При этом обращаем внимание заказчиков, что направление в антимонопольный орган сведений в отношении участника, уклонившегося от заключения контракта, или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта для включения в РНП является обязанностью, а не правом.

 

За 2018 г. Тюменским УФАС России рассмотрено 115 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 77 участниках закупок (подрядчиков, исполнителей, поставщиков).

В отношении 6 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.

По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 53 фактов уклонения от заключения контрактов в 38 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контракта подтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.

Кроме того, рассмотрено 56 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, при этом в 33 случаях было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков,

Всего по состоянию на текущий период в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 145 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.

 

 

В рамках данного доклада следует также упомянуть об изменениях в законодательстве о контрактной системе, вступивших в силу в 2019 году.

 

Во-первых, 7 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 512-ФЗ1, который устанавливает единые требования к оформлению заключения при проведении экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Также устанавливается ответственность уполномоченного представителя экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения.

Во-вторых, немаловажные изменения в контрактную систему закупок добавит и Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ2.

Так, поправками предусмотрены:

• подробные правила уменьшения обеспечения при частичном исполнении контракта;

• возможность изменения цены контракта в связи с увеличением НДС;

• дополнительное основание для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупки на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и ряда других документов;

• обязанность исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию.

  • с 28 марта 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 518-ФЗ3. Он уточняет содержание актов Президента РФ и Правительства РФ о закупках у единственного поставщика по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Внесенные изменения будут включать больше сведений о контрактах с единственным поставщиком:

• предельный срок, на который заключат контракт;

• возможность привлечь субподрядчиков

• требование к объему исполнения контракта основным исполнителем по контракту.

Порядок подготовки таких актов и перечень прилагаемых к ним документов будут определяться Президентом Российской Федерации.

Наверх