Наиболее значимые дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотренные в 2020 году
20 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

1. Картель в нацпроекте «ЦЭ»

В ходе проведения электронного аукциона в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика» две тюменские компании ООО «Бюрократ» и ООО «Мета» заключили между собой картельное соглашение, целью которого являлось заключение государственного контракта по наиболее высокой цене.

Аукцион в электронной форме проводился Департаментом информатизации Тюменской области в целях отбора исполнителя услуг по разработке и внедрению системы электронного документооборота и делопроизводства общеобразовательных учреждений Тюменской области. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляла 2 075 000 рублей. Заявки на участие в аукционе подали только две компании, ООО «Бюрократ» и ООО «Мета», которые и заключили между собой картельное соглашение, направленное на поддержание цены контракта. В результате этого контракт был заключен с ООО «Бюрократ» по цене 2 054 250 рублей. Снижение цены составило всего 20 750 рублей (1%) от НМЦК.

Также Тюменским УФАС России было установлено, что указанные компании, состоя между собой в сговоре, приняли участие в двух электронных аукционах по отбору исполнителя услуг сопровождения и развития автоматизированной информационной системы электронного документооборота для медицинских организаций Тюменской области. Организатором аукционов выступило ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области». По итогам проведения аукционов государственные контракты были заключены с ООО «Бюрократ», при этом снижение цены составило не более 1 % от НМЦК.

Совокупный доход компаний от реализации картельного соглашения составил более 10 миллионов рублей.

В ходе рассмотрения дела ООО «Бюрократ» представлено письменное заявление о заключении между ООО «Бюрократ» и ООО «Мета» картельного соглашения, целью которого являлось обеспечения победы ООО «Бюрократ» по цене, максимально приближенной к НМЦК. Компания также сообщила о добровольном прекращении деятельности картеля.

Тюменским УФАС России компании признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении устного соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах.

Совокупный размер штрафа - 581 696,46 рублей.

2. Картель на рынке дезсредств

Три тюменские компании ООО «ТК Меридиан», ООО «Альхон» и ООО «Альхон-Трейд», заключили с индивидуальным предпринимателем Боровковой А.А. устное картельное соглашение с целью поддержания цен на торгах по закупке дезинфицирующих средств.

Как установлено Тюменским УФАС России, состоя в сговоре, указанные лица в период с 2017 по 2019 года приняли участие в 11 закупках на поставку дезинфицирующих средств для нужд социально-медицинских учреждений Тюменской области, в том числе ГАУЗ ТО "ЛРЦ "Градостроитель", ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», ГАУЗ ТО "Областной офтальмологический диспансер", ГАУЗ ТО "Областной кожно-венерологический диспансер", ГАУЗ ТО "МКМЦ "Медицинский город" и другие.

При участии в закупках участники картеля использовали схему «прикрытие заявок» в сочетании со схемой «ротация заявок». Такое поведение участников способствовало заключению государственных контрактов по цене, незначительно ниже начальной (максимальной) цены контакта (не более 1%). В результате указанных действий участников совокупный доход от реализации картельного соглашения составил более 30 млн рублей.

В ходе рассмотрения дела от всех участников картеля поступили письменные заявления о заключении между ними картельного соглашения. Как пояснили участники картеля, целью данного соглашения являлось поддержание цены контракта, близкой к начальной максимальной, с дальнейшим распределением долей-объемов по государственным контрактам между договорившимися участниками торгов. Указанные доли (квоты) по каждому контракту распределялись пропорционально количеству участников. В целом, схема выглядела следующим образом. В ходе каждого аукциона определялся контрактодержатель, то есть участник, который забирал себе определенный контракт. Контрактодержатель мог сам полностью исполнить его либо мог заключить договор подряда с иными участниками картеля. Участники также сообщили о добровольном прекращении деятельности картеля.

Тюменским УФАС России участники картеля признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении устного картельного соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах.

Необходимо отметить, что поводом для возбуждения дела послужили материалы, направленные Прокуратурой Тюменской области.

На ИП Боровкову А.А. наложен штраф - 20 000 рублей. Остальные участники были освобождены от наказания в связи с добровольным заявлением о заключении соглашения (программа смягчения наказания).

3. Картель в закупках лесопожарной техники

Две тюменские компании ООО «Автокомплекс» и ООО ПКФ «Атлантавто» заключили между собой устное картельное соглашение с целью поддержания цен на торгах по закупке транспортных средств.

Как было установлено Тюменским УФАС России, состоя в сговоре, указанные лица в период с 2017 по 2018 года приняли участие в 4 закупках на поставку транспортных средств, в том числе автомобилей, вездеходов и иной спецтехники. Заказчиками товара являлись ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», Служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Администрация Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края.

При участии в закупках участники картеля использовали схему «прикрытие заявок» в сочетании со схемой «ротация заявок». Такое поведение участников способствовало заключению государственных контрактов по цене, незначительно ниже начальной (максимальной) цены контакта (не более 0,5%). В результате указанных действий участников совокупный доход от реализации картельного соглашения составил более 15 млн рублей.

В ходе рассмотрения дела от ООО ПКФ «Атлантавто» поступило письменное заявление, в котором оно добровольно призналось в заключении картельного соглашения. Компания также сообщила о добровольном прекращении деятельности картеля.

Тюменским УФАС России участники картеля признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении устного картельного соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах.

Поскольку ООО ПКФ «Атлантавто» добровольно призналось в заключении картельного соглашения, организация и ее директор были освобождены от административной ответственности за допущенное нарушение по программе смягчения наказания.

ООО «Автокомплекс» в ходе рассмотрения дела свою вину не признало, в связи с чем понесло наказание в виде административного штрафа в размере 3 298 730,44 рублей.

 

4. Картель на рынке социального питания

Тюменским УФАС России в начале текущего года был раскрыт картель на рынке услуг по организации питания школьников Свердловской области. В состав картеля входили 3 компании: ООО «Комбинат общественного питания», ООО «Азбука питания» и ООО «Социальное питание». За 3 года своей деятельности картель заработал более 150 млн рублей.

Как установлено Тюменским УФАС России, объединившись в картель, компании с 2017 по 2019 г.г. приняли участие в тридцати закупочных процедурах, организаторами которых выступили общеобразовательные и иные учреждения Свердловской области.

При участии в торгах участники картеля использовали следующую стратегию поведения: заявляясь на торги совместно, компании начальную максимальную цену контракта не снижали либо снижали ее на незначительную величину. В случае же участия в торгах независимых участников, компании активно торговались, существенно снижая начальную максимальную цену контракта.

В результате реализации указанной стратегии поведения участники картеля сумели заключить 30 контрактов на общую сумму более 150 млн рублей.

Исполнение условий заключенных контрактов также осуществлялось участниками картеля совместно, на основании заключенных между ними договоров поставки и соисполнения.

Таким образом, участники картеля признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении устного соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах.

В ходе рассмотрения дела участники картеля нарушение антимонопольного законодательства не признали, указав, что они являются группой лиц, объединенной общим экономическим интересом, следовательно, конкурентные отношения между ними отсутствуют, а их действия в рамках взаимоотношений между собой соответствуют требованиям антимонопольного законодательства.

Решение было обжаловано в суд.

Суд первой инстанции доводы участников картеля поддержал, решение управления признал незаконным.

Однако, суд апелляционной инстанции, а впоследствии и суд кассационной инстанции, доводы участников картеля признали ошибочными, и подтвердили обоснованность решения Тюменского УФАС России.

Совокупный размер штрафа – 47,6 млн рублей.

 

5. Картель на строительстве автодорог

ООО «Профиль», ИП Натчук А.С., и ООО «Стройпроект» заключили между собой устное картельное соглашение с целью поддержания цен на аукционах по строительству автодорог.

Суть выявленного нарушения состоит в том, что при совместном участии в закупочных процедурах, происходит минимальное снижение цены контракта, ввиду отсутствия торга между указанными лицами. При совместном участии указанных лиц, победитель определен заранее, второй участник принимает участие в торгах лишь компаниями, с целью имитации конкуренции.

  • оценке Комиссии, при реализации Соглашения общий доход участником картеля составил 21 910 508,85 рублей.

В результате рассмотрения данного дела, Комиссией 17.07.2020 года вынесено решение о признании указанных компаний нарушившими запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции и выданы Предписания о недопущении в дальнейшем действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Штраф для ООО «Профиль» и ИП Натчука А.С. составил 3 355 200,00 рублей. Штраф для ООО «Стройпроект» будет назначен позднее.

 

6. Злоупотребление АО «Газпром энергосбыт Тюмень» своим доминирующим положением

Тюменским УФАС России привлечено к административной ответственности АО «Газпром энергосбыт Тюмень» по факту злоупотребления своим доминирующим положением. Размер административного штрафа составил 650 тысяч рублей.

Ранее, Тюменское УФАС России признало в действиях АО «Газпром энергосбыт Тюмень» наличие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (Злоупотребление доминирующим положением). В частности, антимонопольным органом было установлено, что Общество нарушило законодательно установленную процедуру введения ограничения энергоснабжения в отношении предпринимателя, а именно, не уведомило его надлежащим образом о прекращении электроснабжения (без соблюдения условия о необходимости предупреждения потребителя не менее чем за 10 дней до отключения) и тем самым лишив предпринимателя возможности погасить образовавшуюся у него задолженность.

АО «Газпром энергосбыт Тюмень» попыталось оспорить указанное решение в суде. Суд первой инстанции, а затем и суд апелляционной инстанции, поддержали доводы Общества и отменили решение антимонопольного органа. Однако, суд кассационной инстанции пересмотрел выводы нижестоящих судов и, признав их ошибочными, отменил судебные акты, а решение Тюменского УФАС России оставил в силе.

Необходимо отметить, что Энергоснабжающая компания, прежде чем вводить процедуру ограничения энергоснабжения, должна убедиться в надлежащем и заблаговременном извещении потребителя о дате введения такого ограничения. В противном случае, потребитель лишается возможности погасить образовавшуюся у него задолженность, и тем самым нарушаются его права и законные интересы.

 

7. Злоупотребление ОАО «РЖД» своим доминирующим положением

В действиях ОАО «РЖД» выявлено нарушение антимонопольного законодательства. Общество, имея статус сетевой организации и занимая доминирующее положение, незаконно ввело в отношении одного из запитанных от его сетей предпринимателя режим ограничения электроэнергии. Отключение было произведено без должного уведомления и с нарушением установленной процедуры.

Причиной для обесточивания потребителя ОАО «РЖД» назвало поступившее уведомление от поставщика услуги АО «Газпром энергосбыт Тюмень». В уведомлении говорилось, что у ИП имеется задолженность по оплате и в отношении его необходимо ввести режим ограничения. Однако, ограничивать потребителя в электропитании ОАО «РЖД» не стало, а в рамках телефонных разговоров с представителем сбытовой организации стало выяснять актуальность задолженности и перенос даты по отключению. В результате потребитель через 33 дня был отключен от электричества без предупреждения.

По правилам полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в случае возникновения задолженности у потребителя гарантирующий поставщик дает поручение сетевой организации о ведении режима ограничения. Ограничение производится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя. Исполнитель, то есть сетевая организация, при введении или не введении ограничения режима потребления составляет акт, который подписывается с трех сторон: поставщиком, исполнителем и потребителем. В случае отсутствия представителей акт направляется им по почте.

Таким образом ОАО «РЖД» злоупотребило своим доминирующим положением и лишило возможности предпринимателя погасить вовремя долг и избежать отключения, а сбытовую компанию исполнять свои обязанности по договору перед своим потребителем.

Наложен штраф - 185 296 рублей.

 

8. Нарушение АО «Газпром газораспределение Север» Правил подключения

Нарушения со стороны АО «Газпром газораспределение Север» Правил подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Тюменское УФАС России вынесло постановление о привлечении АО «Газпром газораспределение Север» к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Основанием для возбуждения дела явилось обращение гражданки, указывающее на нарушение Обществом положений Правил при подключении к сетям газораспределения жилого дома. Гражданка, получив и рассмотрев проект договора о подключении, технические условия и проект дополнительного соглашения к договору, не согласилась с указанными условиями подключения и в установленные Правилами сроки направила мотивированный отказ от подписания договора.

АО «Газпром газораспределение Север», получив мотивированный отказ заявителя, в установленные сроки не совершило достаточных действий в целях урегулирования возникших разногласий.

Суд признал постановление законным, поддержав выводы Тюменского УФАС России.

В другом деле АО «Газпром газораспределение Север» при поступлении от заявителя мотивированного отказа от подписания договора, не направило новый проект о подключении.

Следует отметить, что Процедура заключения договора о подключении к сетям газораспределения законом строго регламентирована. Любое нарушение данной процедуры влечет ущемление прав и законных интересов потребителей. Поэтому, газораспределительная организация в данной ситуации обязана была в установленный срок рассмотреть все возражения заявителя, принять исчерпывающие меры для урегулирования разногласий с ним и направить новый проект договора о подключении.

 

9. Нарушение АО «Россети Тюмень» Правил технологического присоединения

 

Тюменское УФАС России вынесло постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначило штраф в размере 100 тыс. рублей.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обращение гражданина, указывающее на нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям.

АО «Россети Тюмень» должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физического лица к электросетям, но существенно нарушило установленные сроки.

Следует отметить, что Правилами технологического присоединения определены конкретные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Несоблюдение указанных сроков может быть признано нарушением Правил технологического присоединения, если будет установлено, что это произошло по вине сетевой организации. В данном случае Общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению сроков выполнения этих мероприятий, за что и было оштрафовано антимонопольным органом.

 

 

Приложенные файлы
Дела_2020-1607677940.pptx (1,8 МБ)
Наверх